«Эта местность действительно своеобразна,
всякий побывавший здесь способен это ощутить. Оредежские благодатные берега вырастили и вскормили едва ли не половину творцов века Золотого и века Серебряного»… - пишет
А.Семочкин в книге «Тень русской ветки», посвященной В.Набокову, имениям Выра, Батово, Рождествено..
Эти слова в полной мере можно отнести и к Вырице.

Сайт поселка Вырица
Ленинградская область, Гатчинский район


Герб Вырицкого городского поселения
Герб ВЫрицкого городского поселения
Оредеж Фото События Люди Статьи
Поиск
Форум


Погода:
Вырица
Гатчина
Погода в СПб на завтра

Экстренные службы

Расписание:
Электрички
Автобусы

- Ефремовские чтения
- Последние новости
- Развитие и благоустройство Вырицы
- Все для дома
- Воспоминания детства
...а также многое другое

Подробнее

 

Матушка Людмила Коровина об Алексее Коровине

МАТУШКА ЛЮДМИЛА

Мы - родом из детства: Эта фраза стала расхожей, но от этого не перестала быть верной. Оттуда - из детства - многие наши радости и горести. Мудрые говорят, что человек, лишенный детства, становится со временем опасен. И - наоборот. Ребенок, согретый в свои первые годы солнцем любви и покоя, сохранит в своей душе его тепло и свет до конца земных дней. Об этом - рассказ матушки Людмилы Арсеньевны, супруги протоиерея Алексия КОРОВИНА, настоятеля Казанской церкви в Вырице:

- Я родилась в священнической семье в красивом старинном купеческом городе Кунгуре на Урале. Потомственным священнослужителем был мой папа - протодьякон Арсений Пантелеймонов, дочерью священника была и моя мама. Считаю себя счастливым человеком, потому что было суждено родиться в христианской семье, в любви и согласии. Я родилась в тяжелом послевоенном 1946 году, но те голодные годы не помню. Детство у меня было радостное. А что пережили родители, о том без слез вспоминать не могу.

Моя прабабушка имела богатое имение, хлебосольный дом, в котором всегда было полно странников. Она всех привечала и со всеми делилась. Еще до революции оптинскими старцами ей было предсказано, что у нее будут полные житницы хлеба и дом - полная чаша, но придет время, когда она сама все отдаст. Так и произошло в 1917. Сказали провидцы и о семье, от которой останется "один колосок". Им оказался мой папа.

Не выдержав потрясений, рано умер дедушка с папиной стороны, отец мамы погиб в ссылке, нам ничего не удалось о нем узнать. А в 1935 со священником Григорием Ахидовым арестовали моего отца. От них требовали ложных показаний, но не добились. Осудили папу с о.Григорием на шесть лет. Мама осталась с четырьмя маленькими детьми. Она с детских лет пела в хоре, хорошо знала устав, могла быть и регентом, и псаломщицей. Ей пришлось зарабатывать на жизнь, а бабушка сидела с детьми. Пенсию бабушка не получала, потому что была женой священника, хотя последние годы работала заведующей госпиталем для красноармейцев.

В заключении папа чуть не умер. Он заболел воспалением легких, а организм был ослаблен тяжелой работой и недоеданием. Слава Богу, люди добрые есть везде, его выходили. В 1941 году у папы истекал срок заключения. Он уже написал маме: "Не пиши мне больше, я скоро вернусь". Но началась война, и его отправили на фронт. При форсировании Днепра папа был ранен в обе ноги. Остался на поле боя, и подобрали его только через три дня, хорошо, что свои. Началась гангрена ног, папе предложили ампутацию, он категорически отказался, сказав, что он священнослужитель. Нашелся врач, который взялся ему помочь. Это была женщина, по-моему, грузинка. Папа молился за нее до конца жизни. Было сделано несколько операций (а наркоз был тогда эфирный), ноги удалось сохранить. Он стал лишь немного прихрамывать при ходьбе.

Чудом выжила и семья. Была большая радость, когда родные соединились. Семья словно воскресла. Это ощущалось до конца жизни родителей. У нас никогда не было ссор, конфликтов. Мы жили очень дружно. Не в осуждение, а в рассуждение хочется сказать: приходится порой наблюдать, что в семье люди не очень любят друг друга. У нас было по-другому. После войны нас в семье родилось трое. Нас, младших, берегли, заботились о нас. Радостное, светлое детство осветило всю последующую жизнь. И когда мы выросли, разъехались, наша дружба не пресеклась. Мы общались, помогали, переживали друг за друга, и, конечно, молились. Каждый год приезжали к родителям. Когда умерла мама, папа рассказал, что во время ареста и ссылки он всегда надеялся на встречу с семьей, молился об этом. И семейная жизнь началась заново.

Мы росли при храме. Церковь Всех Святых, где служил папа, - единственная уцелевшая в нашем городе из семнадцати - находилась рядом с нашим домом. Каждое воскресенье и все праздники мы были в храме. Вся духовная жизнь Кунгура сосредоточилась в этой церкви. Молящихся было столько, что войти в храм после начала службы было невозможно. С раннего детства я узнала тепло православной молитвы, богослужения, доброту верующих людей. Не устаю благодарить за это Господа. Нас, ребятишек, - детей священнослужителей, прихожан, - росло при церкви человек тридцать-сорок - богатый послевоенный урожай. Жили дружно и весело. Мы воспитывались на одном приходе с протоиереем Геннадием Бартовым, сыном нашего настоятеля - о.Бориса, а ныне - секретарем СПб епархии.

В школе особенных притеснений за веру я не испытывала, учителя относились хорошо. После школы уехала учиться в Пермь, где уже жил старший брат с семьей. В 1965 году, получив благословение родителей, вышла замуж за Алексия Коровина. Вскоре мы переехали в Ленинград, где продолжили учебу. Отец Алексий учился в Духовной семинарии, потом - в Академии, я закончила химико-фармацевтический техникум. Когда батюшка учился в Академии, мы часто бывали за богослужением в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Тогда было мало церквей и на праздничные службы собиралось много молящихся. Благодаря этой соборной молитве, торжественности архиерейского богослужения особенно ощущалась радость праздника. Мне вспоминалось детство, праздники в нашей церкви, где было также тепло от общей молитвы:

С 1967 года мы поселились в Вырице, не думая, что останемся здесь на всю жизнь. В то время выпускники Духовной Академии чаще всего разъезжались по епархиям, из которых прибыли. Но настоятель вырицкой Казанской церкви протоиерей Александр Мощанский, замечательный пастырь дореволюционной школы, был уже стареньким, часто болел, почти все время приходилось служить о.Алексию. И когда он закончил Академию, владыка Никодим (Ротов) спросил у него: "Разве тебе не нравится здесь служить?".. Вопрос был решен. Батюшка всегда жил по послушанию. Видно, на то была воля Божья.

В Вырице нас очень тепло, по-родительски, встретила семья протоиерея Владимира Сидорова, настоятеля церкви апп.Петра и Павла. Отец Владимир с матушкой Ниной Васильевной окружили нас теплом и заботой. Мы долго дружили семьями. Двадцать восемь лет мы прожили в этом церковном домике, и владык здесь принимали, и детей вырастили. Сын и старшая дочь живут уже своими семьями, младшая - с нами. Все остались на родине, в Вырице. У нас четверо внуков.

Надо сказать, что местные власти и теперь, и прежде, даже в 60-е годы, когда было гонение на веру, относились к церкви, к верующим доброжелательно, уважительно. Не глумились, не оскорбляли. Власти помогли приходу в проведении дня прославления старца Серафима.

Когда в Вырицу переехала моя старшая сестра, врач, она безпрепятственно смогла петь здесь на клиросе за воскресным богослужением, а в другом городе ей как медработнику (идеологический фронт) не позволяли ходить в церковь. Осенью в возрасте 75 лет она тихо, по-христиански, отошла от нас. Я очень ей благодарна за то, что она помогла вырастить наших детей, заботясь об их здоровье.

Есть пророчество о том, что здесь будет монастырь, не знаю, принадлежит ли оно старцу Серафиму. Думаю, что угодно Богу, то и исполнится. Но не нужно торопить время, не нужно его опережать, мы очень любим это делать. Нужно ждать, что даст Господь, как благословит. Как река наша Оредеж течет - тихо, покойно - так и нам надо жить.


Вырица - особенное место. Конечно, рядом с храмом - везде хорошо, но здесь необыкновенно по-своему. Тихо, спокойно, благодатно, красиво. Это наша вторая родина. Молодыми были - выбирались в город, а теперь и не тянет в шум и суету, выезжаем только по делам.

О старце Серафиме мы слышали и до приезда в Вырицу, почитали его. Когда поселились здесь, узнали много нового, душеполезного. Всегда служили панихиды на могилке. Тридцать лет назад были живы многие духовные чада о.Серафима, они часто бывали на могилке. Теперь приезжают паломники. Люди бывают и утром, и вечером. Иногда даже в ночное время просят открыть часовенку, помолятся и уезжают. Если сердце человека настроено на встречу с благодатью, он ощутит ее. Под покровом Пресвятой Богородицы, преподобного старца Серафима здесь очень хорошо. Наша Казанская церковь намоленная, закрывалась лишь на несколько лет. Жизнь протекает тихо, спокойно, молитвенно. Лишь иногда моему взгляду не хватает уральских гор, и я немного скучаю.

Встречалась Марина МИХАЙЛОВА

"Православный Санкт-Петербург"
12 (129), декабрь 2002 года
( http://piter.orthodoxy.ru/pspb/n129/ta007.htm )



Верная память

СВЕТ НЕ ПОГАС

Рассказывает матушка Людмила Коровина.

Минуло 30 марта, день памяти святого Алексия Человека Божия: День памяти: Святой Алексий был небесным покровителем нашего незабвенного батюшки, скончавшегося полгода назад настоятеля Вырицкой церкви Казанской иконы Божией Матери о. Алексия Коровина. Впервые мы встретили день его Ангела одни, возле свежей еще могилки, возле резного деревянного креста, стоящего сразу за алтарем храма:

Не надо говорить о моей скорби, о моей незажившей до сих пор ране, но я знаю, что кончина о.Алексия глубоко опечалила многих и многих православных петербуржцев, да и не петербуржцев только: Со всех концов земли - да, со всей земли! - съезжались к нам в Вырицу паломники, чтобы поклониться св. прп. Серафиму, а встречал их всегда о.Алексий - как путеводитель, как келейник в покоях великого русского святого. Вы понимаете, как это важно, чтобы хранитель святого места сам был человеком достойным, чтобы он не отпугнул, не разочаровал верующих. Отец Алексий, - это подтверждают все, знавшие его, - всегда оставался на высоте своего непростого служения. Он был светлым человеком, он всегда был таким, с самого детства, - я могу это утверждать, ведь перед моими глазами прошла почти вся его жизнь.

Человек счастлив настолько, на- сколько он светел душой. Детство о.Алексия пришлось на тяжелые голодные военные и послевоенные годы, но оно было счастливым. Пре- красные камские земли, дружная православная семья, крепкая, церковная община в соборе города Ижевска (ничего не помню подобного тем соборным братским молитвам: люди молились воистину едиными устами и жили в едином духе): Мама его - такая добрая и такая строгая, и три ее сестры, воспитанные при монастыре, - все они обладали удивительными по красоте голосами и всю жизнь пели в церковном хоре. К одной из этих сестер пришел в конце 40-х годов о. Кукша, будущий преподобный старец, а в ту пору - вчерашний лагерник, ищущий пристанища у православных людей. Два года прп. Кукша служил в наших краях вместе с моим папой - протодиаконом Арсением, пока не вернулся к себе на Украину, и все верующие люди из наших краев ездили к о. Кукше за благословением. Вот почему о. Алексий, когда пришла ему пора выбирать жизненный путь, отправился искать совета к о. Кукше в Почаев. Он к тому времени уже успел послужить иподиаконом у Ижевского владыки, и заканчивал учебу в Ленинградской семинарии, но без благословения старца не решался принимать сан и обзаводиться семьей.

Первоначально о. Алексий хотел обосноваться у себя на родине, но вышло иначе: В 1967 году мы с ним впервые приехали в Вырицу, впервые увидели Казанский храм. Батюшка потом рассказывал: "Первое впечатление было просто ошеломляющим: вдруг между сосен встает высокая, стройная деревянная церковь, и на секунду кажется, что каким-то чудом перенесся в Древнюю Русь!" Так у него сердце сразу отозвалось на Вырицу - на свою вторую родину: ведь мы здесь прожили без года сорок лет, здесь выросли наши дети - это истинно наша вторая родина.

Вспоминаю наш первый год в Вырице: о. Алексий учится в Академии, служит в Казанском храме и при этом каждую неделю ездит в Карелию, в город Олонец, - в тамошнем храме нет батюшки, и его попросили временно послужить там. А ведь где Олонец - и где Вырица! Туда добираться целую ночь на поезде, но о.Алексий не пропустил там ни одной воскресной службы, ни одного крупного праздника. Скажут: такое возможно только в молодости - и это правда, но батюшка всю жизнь свою не жалел сил для храма, для прихода, для Церкви. Мы с ним сразу поселились в небольшом домике возле храма и прожили в нем тридцать лет, хотя со временем появились деньги на покупку более приличного жилья. Отец Алексий не хотел удаляться от церкви ни на минуту: вдруг кто-то из паломников захочет отслужить молебен, вдруг крестины, вдруг какие-то хозяйственные неурядицы - настоятель должен всегда быть рядом. Так мы и прожили всю жизнь - воистину под сенью храма.

Вот что еще следует отметить, вспоминая о. Алексия: он был, если можно так выразиться, благодарным потомком - никогда не забывал о всех, прежде служивших здесь батюшках, всегда, на каждой литургии, на каждой панихиде, на домашнем молитвенном правиле неукоснительно поминал их: А вы знаете, что священники в Вырице всегда служили особенные, духоносные, любимые народом: начиная от о. Порфирия Десницкого и далее - о. Михаил Иванов, о. Александр Мощанский: О. Алексий почитал их память по-родственному, как преданный и любящий сын.

Как служил о. Алексий? Это многие помнят - его неторопливые вдумчивые службы, его ясный глубокий голос: Батюшка обладал красивым голосом, музыкальным слухом, и вообще был человеком музыкальным, потому и служил очень красиво. Весь приход любил его службы и первое время, когда его не стало, очень скучал по тому размеренному, спокойному богослужению и особому молитвенному настрою. Многие потом рассказывали мне, что к концу жизни о. Алексий приобрел - не скажу: прозорливость, - но необычайную интуицию и умение видеть человека. Часто его духовные советы оказывали действенную помощь людям. А еще он был человек аккуратный, приученный к порядку: если случалось, что не было алтарника, то он сам прибирал в алтаре, сам возжигал кадило, - любил он храм и все, что с ним связано, а потому и всякую работу в храме совершал с любовью. И богослужение совершал без помощников - так тихо, спокойно, размеренно. Вот чего он не любил - спешки. Считал, что спешка губит истинное богослужение; священник должен быть чинным и благоговейным - и это невозможно, если все время куда-то торопишься. А ведь ему было куда торопиться: приход постоянно требовал хозяйской руки, дел у настоятеля хватало. И все дела делались без спешки, но в срок - проводились трудные ремонты, принимались паломники, готовилась книга об о. Серафиме.

Книга эта написана В.П. Филимоновым, но вклад о. Алексия в ее создание весьма велик. Батюшка был по натуре историком, и ничего так не любил, как рыться в архивах, изучать литературу, беседовать со старыми, много повидавшими людьми: Он был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в истории Церкви, в военной истории, в фалеристике, очень много читал и за книгой забывал о еде и отдыхе, - не забывал только о службе. Естественно, что и сбор материалов для канонизации Вырицкого старца считал он своим кровным делом. И день 1 августа 2000 года, когда в Вырице были торжества по случаю канонизации св. прп. Серафима, стал для о. Алексия и для всех нас нашим личным, семейным праздником. До сих пор этот день стоит у меня перед глазами - разгар осени, а на улице тепло и солнечно, как летом, и батюшка тоже весь солнечный, светящийся, словно весь свет, что наполнял его душу, вдруг вылился наружу: Это был счастливейший день в его жизни, венец его трудов:

А трудов было немало. О. Алексий ведь почти не отдыхал. Единственное, что он себе позволял, - это раз в год съездить на несколько дней на родину, навестить родных, а после канонизации св. Серафима, когда поток паломников несравненно увеличился, батюшка шутил: "Ну, теперь я и вовсе стал невыездным!" Ему предлагали безплатные поездки на Афон, на Святую землю, но он всегда отказывался - не мог оставить приход. Так и не был нигде за всю свою многотрудную жизнь: Так и умер, не бросив ни на минуту своего креста.

30 марта - день его Ангела. Через четыре дня, 3 апреля - день прп. Серафима Вырицкого, его, не побоюсь сказать, второго ангела. Как Вырица стала его второй родиной, так и батюшка Серафим - вторым его небесным покровителем. Его уход - невосполнимая потеря для всех нас, но мы, христиане, должны понимать, что на все воля Божия: Да и не оставляет Господь: люди нам помогают. Новым настоятелем в Казанский храм назначен о. Георгий Преображенский - батюшка из старинной, известной в Петербурге священнической семьи, не чужой для Вырицы: стараниями его деда, о. Иоанна Преображенского был в 1941 году вновь открыт наш храм. Отец Алексий в свое время встречался с о. Иоанном и навсегда сохранил о нем благодарную память. Жизнь идет, ниточка связывающая духовные поколения, еще не оборвалась, а у Бога мертвых нет, и о. Алексий по-прежнему с нами. Он жив - я это чувствую всегда.

Записал Алексей БАКУЛИН
(http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n171/ta009.htm)
Адрес Вырицкого храма Казанской иконы Божией Матери:
Ленинградская обл., Гатчинский район, пос. Вырица, пр. Кирова, д. 49.
Телефон (813-71)93-233


Крылова Мария (Мара), 2001 - 2011 г.
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов. Бесплатный Онлайн Сервис Русский город
Hosted by uCoz