«Эта местность действительно своеобразна,
всякий побывавший здесь способен это ощутить. Оредежские благодатные берега вырастили и вскормили едва ли не половину творцов века Золотого и века Серебряного»… - пишет
А.Семочкин в книге «Тень русской ветки», посвященной В.Набокову, имениям Выра, Батово, Рождествено..
Эти слова в полной мере можно отнести и к Вырице.

Сайт поселка Вырица
Ленинградская область, Гатчинский район


Герб Вырицкого городского поселения
Герб ВЫрицкого городского поселения
Оредеж Фото События Люди Статьи
Поиск
 


Погода:
Вырица
Гатчина
Погода в СПб на завтра

Экстренные службы

Расписание:
Электрички
Автобусы

Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Mara Handmade - подарки ручной работы

 

Дачный град на Оредеже

Деревня Вырица получила широкую известность во второй половине XIX века. В то время она входила в состав Рождественской волости Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Позже это название получила обширная территория, расположенная в 60 километрах к югу от Санкт-Петербурга в огромной излучине реки Оредеж, в среднем ее течении. Высота над уровнем моря около 250 футов (76м). С севера на юг ее пересекала Москов-ско-Виндаво-Рыбинская железная дорога. А с запада на восток -шоссе Каушта-Выра, имеющее выходы на Московский и Белорусский тракты (ныне Московское и Киевское шоссе соответственно).

Территория современного поселка сформировалась на рубеже XIX - XX веков в результате слияния деревень Вырица и Ново-Петровская, населенного пункта Поселок и дачных поселков Княжеская Долина, Бор и Заречье (Михайловка). Чистая речная вода, сухие песчаные берега и огромный лесной массив, состоящий из сосновых и еловых боров, создали исключительно благоприятный микроклимат и привлекательные условия для дачного отдыха жителей Северной столицы. Некоторое время не хватало лишь удобного транспортного сообщения.

Первым поселением считается деревня Вырица. Она появилась на левом берегу Оредежа в 125 километрах от устья в те времена, когда реки не только обеспечивали людей пресной водой и запасами рыбы, но и выполняли важнейшую функцию транспортных артерий. Топоним Вырица принято производить от древнерусского выр, вырь -пучина, омут, место быстрого течения в реке, что вполне соответствует ее характеру. Версия прибалтийско-финского происхождения также связана с речными особенностями и означает практически то же самое: литовское vyrius - водоворот и финское via - водоворот, омут. Последнее практически совпадает с названием другого известного населенного пункта, который находится в тридцати километрах западнее и выше по течению. Это деревня Выра. Нетрудно вспомнить еще один однокоренной топоним: эстонский город Выру. Однако спор о происхождении названия поселка этим не ограничивается. Существует еще одна версия, упоминаемая в краеведческой литературе. Ее сторонники приводят другой древнерусский корень -Вырей, что означает: сказочная страна древних славян, куда переселяются предки и птицы или славянский рай. Такое предположение должно подразумевать возникновение первого поселения в самом начале характерной излучины Оредежа задолго до восемнадцатого столетия. Согласно же первым исследованиям вырицких краеведов, деревню основали в 1717 году четыре семьи саратовских переселенцев. Некоторые из их потомков утверждают, что Вырица младше Петербурга всего на 3 года.

Следует заметить, что поволжские строители Северной столицы, бежавшие от непосильной работы на оредежские берега, пришли не совсем на пустое место. На топографической карте населенный пункт с названием Wiritza встречается в рукописном атласе отдела картографии БАН, который датирован 1699 годом. В этот период времени здешние земли входили в состав Ингерманлан-дии. Однако за двести лет до того в составе Никольско-Грезневского погоста существовала деревня Дверницы на реке Оредежи, которая упомянута в переписной оброчной книге Водской пятины 1499/1500 г.г. Известный в районе краевед Д. Рябов на основании собственных архивных исследований утверждает, что ее местоположение совпадает с Вырицей. Тем не менее, истинный возраст первого поселения на этом месте еще более почтенный. Дело в том, что в 1907 году на ее территории сотрудниками Археологического института был исследован могильник эпохи средневековья, который датируется Х-ХII в.в.
* * *
И все же существенное развитие населенного пункта под сегодняшним его названием следует отнести к тому периоду, когда здешние земли вернулись из-под Шведского владычества к России. Во всяком случае, в начале XVIII в. после окончания Северной войны в связи с необходимостью укрепления новых границ в районе пунктов Вырица и Поселок возникли военные форпосты, которые позже были преобразованы в оседлые лагерные поселения. В XIX веке эти земли были отданы на откуп. Одной из первых владелиц в начале столетия оказалась помещица Бороздина. В 1835 году деревня перешла к лейтенанту флота Линхарку, а в 1838 - Богдановой. В это время "Вырица относилась ко 2-му стану Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии и насчитывала 83 человека местного населения". В сороковые годы Вырица принадлежала генералу жандармерии Федору Спиридоновичу Ракееву, выходцу из древнего небогатого дворянс-кого рода Смоленской губернии. "Число дворов составляло 16, число душ - 44". В 1837 году он сопровождал тело Пушкина в Святогорский монастырь. Одна из улиц поселка, ведущая от Сиверского шоссе к церкви Казанской Иконы Божией Матери, получила его имя и сохранила его до наших дней.

К середине XIX века Вырица все чаще стала обращать на себя внимание петербуржцев. И лишь отсутствие хороших дорог все еще сдерживало бурное развитие местности. И вот "В 1857 году приступлено к устройству нового проселочного шоссе, от дер. Каушты до Динабургского шоссе, по направлению к с. Выра, на протяжении 30 верст 192 пог. саж; с тем чтобы соединить Николаевскую и Варшавскую железные дороги...". Движение по новому шоссе было открыто только в 1859 году. Задержка возникла из-за двух мостов. Один из них, через ручей Тонози возле Сиверской, сгорел от бушевавших в тот год лесных пожаров. При строительстве другого "через р. Оредеж, близ д. Вырицы, на глубине русла оказался плитный грунт, не дозволивший забивки свай до проектной глубины; по сему составлен заме-нительный проект на постройку моста не на сваях, а на ряжах".

Уже в 1864 году появляется первое упоминание о Вырице как о значительном населенном пункте. Печатный справочник этого года гласит: "Вырица - деревня владельческая Рождественской волости Царскосельского уезда при реке Оредеж; число дворов 21, число жителей 124". Этот рост мог быть гораздо интенсивнее, если бы первая в России железная дорога, соединившая столицу с Царским Селом, не "застряла" в Павловске. Однако, стратегические интересы государства потребовали развития других направлений.

"В состав Майората, учрежденного Именным Высочайшим указом от 14/26 ноября 1845 г. в имении... Князя /П. X./ Витгенштейна" деревня Вырица была введена в мае 1869 года. От Ракеева она перешла к князю Петру Львовичу Витгенштейну. Впоследствии потомки знаменитого фельдмаршала, героя войны 1812 года, внесли немалый вклад в благоустройство вырицких земель. Промышленная заготовка леса началась здесь благодаря усилиям Петра Львовича, он же построил здесь лесопильную мельницу. В 1884 году произошло объединение населенных пунктов в сельские общества. При этом жители деревни Вырица вошли в состав Куровицкого сельского общества Рождественской волости Царскосельского уезда, а жители деревни Ново-Петровская - в состав Новопетровского с/о Лисинской волости того же уезда. В Вырице проживало 64 души мужского пола и 73 -женского, а в Ново-Петровской: 54 - мужского и 55 - женского.

В 1887 году скончался П. Л. Витгенштейн и д. Вырица перешла к его брату Федору (Фридриху), который часть своих земель отдал в аренду. Дачное строительство постепенно набирало обороты. Вокруг Вырицы и Ново-Петровской появлялись новые крупные землевладельцы, благо пустующих земель пока еще хватало. В 1901 году начинается строительство железной дороги от Павловска до Вырицы. Бывшая Царскосельская ж. д. получила новое название, теперь она стала Московско-Виндаво-Рыбинской. Строительство участка было завершено 1 августа 1904 года. Пассажирские поезда поначалу ходили один раз в неделю, при этом пассажиры были вынуждены делать пересадку в Царском Селе. Этого оказалось вполне достаточно для начала настоящего бума, вызванного "дачной лихорадкой" петербуржцев. В 1906 году было построено здание вокзала и основана станция. Первоначально ее предполагалось назвать Ново-Петровск, однако в окончательном варианте предпочтение было отдано наименованию Вырица, которое распространилось на все территории, прилегающие к станции.

Основатель общины христиан-трезвенников Иван Алексеевич Чуриков появился в Вырице в 1905 году. До этого крестьянин из Самарской губернии начинал читать свои проповеди о трезвости в башмачной мастерской на Лиговке в Петербурге. Известно, что его духовным наставником был отец Иоанн Кронштадтский. Проповеди И.Чурикова собирали большое количество людей и пользовались огромной популярностью. Однако со стороны властей, как светских, так и церковных, он подвергался постоянным гонениям. На его защиту были вынуждены встать Члены Государственной Думы, посетив его вВырице, где он основал колонию трезвенников.

10 сентября 1906 года в километре от станции, у Сиверского шоссе был заложен храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Деревянная церковь строилась по проекту гражданского инженера Н. И. Котовича на средства местных дачевладельцев, среди которых "особо потрудились в этом деле В. П. Сомряков, Н. С. Ларин, К. К. Любомудров, И. А. Баусов, А. X. Ефремов и многие другие". "В архиве храма сохранились сведения о двух наиболее крупных пожертвованиях, внесенных главою местного общества трезвости И. А. Чуриковым, пожертвовавшим 100 серебряных рублей ... и работником Гознака Быстроумовым". Однако собранных средств для завершения строительства все же оказалось недостаточно. В августе 1907 года Церковно-строительная комиссия по построению храма была вынуждена обра-титься за денежной помощью в размере 1500 рублей в государеву канцелярию. Прошение было переправлено в Капитул Орденов, где и было удовлетворено, согласно резолюции.

Освящение нового храма состоялось в воскресенье 22 июня 1908 г. Об этом событии в двух номерах подряд сообщала церковная газета "Колокол": "Архитектура церкви изящна, проста, но художественна... Храм просторный, светлый, благолепно украшенный. Все украшения его: иконы, сосуды, облачения, колокола и пр. - жертвы отдельных лиц.... Чин освящения совершал местный Благочинный настоятель Царскосельского собора протоиерей А. И. Беляев... Администрация железной дороги дала в этот день для богомольцев специальную пару поездов".

В апреле 1907 года в семье А. X. Ефремова родился сын Иван -будущий ученый палеонтолог и писатель-фантаст. Его отец, "отслужив в лейб-гвардии Семеновском полку, не стал возвращаться в родное Поволжье, а решил выбиться в люди". Столичная жизнь поначалу ему была не по карману и он обосновался в Вырице, построив рядом со станцией "избу пятистенку". Арендовав у Витгенштейнов лесопилку, он занялся заготовкой и обработкой древесины. Многие старожилы считают именно его основателем деревообрабатывающего завода у деревни Вырицы, а подходившую к нему узкоколейку - Ефре-мовской веткой, позже это название закрепилось за улицей.
* * *
Дачная местность преображалась на глазах. Этому способствовали быстрый прогресс в обслуживании пассажиров железной дороги, усердие деловых людей и предпринимателей в делах благоустройства местности, не последнюю роль сыграла и реклама, которую нередко можно было встретить в различных столичных изданиях. В "Новом путеводителе Петербурга и его окрестностей" за 1909 год, а также в журнале "Огонек" за май месяц того же года, читаем: "Будущий город Вырица... Земельные участки... Вырица, поселок Заречье. 1,5 часа езды от С.-Петербурга; по имению проходит жел. дор. с пятью станциями, 9 пар поездов ежедневно. Проложено 18 верст шоссейных дорог, и 8 верст трамвая; церковь, телефон с С.-Петербургом, почта, аптека и все удобства. Берег чудной реки Оредеж оставлен в общественном пользовании...Будет строиться театр... продано уже более 2000 участков".

В имении Заречье по западную сторону от железной дороги продавались участки на территории, которую предполагалось преобразовать в Городок Сегаля. А. X. Ефремов занимался здесь прокладкой просек и строительством новых улиц, которым давал имена городов родного Поволжья: Самарская, Сызранская, Казанская, Нижегородская и т.п. Однако, наибольшую известность получил другой дачный поселок. Трамваем в "Путеводителе... "называли, видимо, конку по булыжной мостовой. Ее маршрут начинался у конторы по продаже земельных участков в "Княжеской Долине" владения Светлейшего Князя Г. Ф. Сайн-Витгенштейн. Деревянное здание конторы находится почти напротив вокзала, возле пассажирской платформы, к которой прибывают поезда из Петербурга, сегодня это угол Коммунального проспекта (бывший Магистральный) и улицы 1 Мая. Расстояние до центра новой дачной местности в 1 1/4 версты приезжающие преодолевали при помощи "собственной конно-железной дороги", которая была проложена по Магистральному проспекту.

Рекламные листовки, которые можно было получить в конторе, сообщали потенциальным покупателям, что в дачном поселке "Вводится образцовое благоустройство... Кроме конки устраивается множество удобных проездных дорог. На всех улицах имеются хорошие пешеходные панели. Для общего пользования оставлены: большой парк и пешеходная дорожка протяжением около 3 верст вдоль всего живописного берега реки Оредеж. На главных перекрестках улиц устраиваются общественные колодцы, устанавливаются фонари усовершенствованного образца, на реке строятся общественные купальни, оставлены также места для лодочных пристаней, имеется прекрасная ключевая вода". Покой дачевладельцев оберегался соответствующими распоряжениями: "В "Княжеской Долине" запрещено строить фабрики, заводы и открывать заведения с продажею крепких напитков". В 1910 году покупателям было предложено около 700 участков.
* * *
Церковно-приходская школа в Вырице существовала с 1900 года. К 1911 гражданскому году в ней обучалось 32 мальчика и 32 девочки. В 1910 году было организовано Вырицкое Школьное Общество, целью которого стало строительство Торговой школы. Поскольку готового здания для учебного заведения не имелось, А. X. Ефремов и М. Э. Сегаль предложили здание собственной конторы для нужд "школы бесплатно на 1 год с отоплением, предоставляемым А. X. Ефремовым". Здание конторы находилось как раз напротив вокзала ст. Вырица. 19 сентября после молебна школа была объявлена открытой. Учащиеся были разбиты на 4 отделения. Всего в первый год в ней обучался 41 ученик.
Известно, что Попечительский совет школы обращался в Императорскую канцелярию с просьбой об оказании финансовой помощи для осуществления строительства, общая стоимость которого должна была составить 30 тыс. руб., однако средств в казне не нашлось, и в итоге школа была построена на пожертвования местного населения и господ попечителей.

В 1912 году в "Княжеской Долине" из числа местных жителей было создано Братство в честь Казанской Иконы Божьей Матери по построению храма в память 300-летия царствования Дома Романовых.

Автор: Рашид Ганцев

 

Крылова Мария (Мара), 2001 - 2011 г.
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Наш Питер. Рейтинг сайтов. Бесплатный Онлайн Сервис Русский город
Hosted by uCoz